Сайт комсомольцев и коммунистов МГУ им. М.В. Ломоносова

Рубрикатор
    Главная страница

    Информация и       новости

    В мире науки
    Образование
   Политпросвещение
    Наша история
    Агитпроп
    Фотогалерея
    Библиотека
    Союз Коммунистической Молодежи
    КПРФ
    Обратная связь
Рассылка материалов КПРФ.Ру



Информационный ресурс ноосферно-коммунистической культуры

Группа Советский МГУ В контакте

Проект Красного ТВ

Образование

 

Принимаемые решения о планировке новых школьных зданий базируется на представлениях, как на протяжении грядущих десятилетий будут работать в запланированном помещении.
Т. Хюсен.

 

Образование в России - что делать?

Система образования находится сейчас в настолько катастрофическом состоянии, что в самом близком будущем состоится ее окончательный коллапс.


Представьте, что к вашим детям так обратятся и скажут :

«Дорогие дети, вам предстоит обучение по книгам и научным трудам, которые признаны во всем мире, вам предстоит знакомство с достижениями ведущих научных школ, работа в лабораториях и музеях. Вы получите навыки и знания, которые помогут вам стать первоклассными специалистами и приобщиться к миру науки и культуры. Наша надежда в том, что, выйдя из стен школы, вы достойно будете продолжать её гуманистические традиции. Мы считаем, что неталантливых детей не бывает, и, чтобы помочь вам раскрыться, в наших школах существует множество стипендиальных программ, грантов и других форм поддержки. Здесь дают глубокие фундаментальные знания по всем наукам, и выпускники наших школ, где бы они потом ни работали или учились, всегда отличаются высоким уровнем образования, широким кругозором, умением проводить глубокий анализ событий и явлений. Двери в мир знаний открылись перед вами. Наша надежда в том, что вы в полной мере воспользуетесь теми возможностями, которые предоставляет вам школа, и станете по-настоящему высокообразованными людьми. Мне хотелось бы пожелать, чтобы на пути к знаниям вам сопутствовали творческие победы, чтобы каждый новый учебный год приближал вас к главной цели — обрести свое место в жизни и стать достойными гражданами нашей великой страны!»

Пусть бы на модернизацию экономики не отдано ни копейки, на Нано и на поддержку малого бизнеса. Просто вместо этого в объёме 10 % от валового внутреннего продукта начали финансировать Образование.

Представленное в строчках выше на эти средства вполне реализуемо: возвращены или компенсируются налоговые льготы для образовательных учреждений, издательств, выпускающих литературу, связанную с образованием, наукой и культурой, остановлено сокращение числа школ (которое сейчас становится реальностью через приватизацию образовательных учреждений (в любой форме), через изменение организационно-правовых форм государственных учреждений на Автономные Учреждения), строятся новые, и все уже забыли нашу теперешнюю реформу «укрупнения» сельских школ, когда 2 тысячи были уничтожены только за последние два года. К сравнению, в СССР в 1970г. было 7 %.

Но чтобы получить, даже поэтапно, эти 10 %, необходимо отказаться от политики искусственно созданного профицита федерального бюджета и затем использовать средства стабилизационного фонда на цели обеспечения качественного и доступного образования.

И ещё представьте, что из этих же средств сделано повышение академической стипендии до величины половины прожиточного минимума, социальной стипендии — до прожиточного минимума.

Так вот возьмём этот наш умозрительный пример — при сегодняшней жизни во всех-всех сферах такой прорыв в развитии системы образования. То есть если бы у России всё ещё в стоимости ВВП около 90 % составляла природная рента, около 10 % приходилось на амортизацию доставшихся от СССР промышленных мощностей и лишь 4-5 % - на непосредственно производительный труд россиян. Модель такова: мы не столько создаем ВВП, сколько проедаем наследие предков, которое в стоимости нашего дохода составляет 94% и "существуем за счет дореволюционных россиян, пятьсот лет осваивавших территории Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока, и большевиков, создавших на этих просторах промышленный потенциал", как писал М. Кругов в статье «Вперед - в первобытное общество», но при этом вложились в образование.

В нашем умозрительном примере мы вышли из Болонского процесса и не пытаемся вводить двухуровневое высшее образование с низкокачественным первым уровнем и дорогостоящим вторым — для избранной элиты. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) не навязывается никому против закона и в качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузах. ЕГЭ не имеет ничего общего ни с 21 веком, ни с европейским/американским процессом развития образования, а тем более с отечественными славными традициями. Пресечена порочная практика разделения вузов на категории, которое может привести к уменьшению финансирования региональных вузов и ограничению их прав на подготовку специалистов. Красиво.

Извиняюсь за умозрительный пример.

СЛУЧАИ
1. ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ N% 10
ЖИЛ один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было! Так что не понятно, о ком идет речь.

Уж лучше мы о нем не будем больше говорить.

О нём было сказано, чтобы увидеть: если не требовать ничего большего, кроме того, чтобы Правители дали нам возможность растить своих детей, и справедливо считать, что многое бы, конечно, в случае, если те согласились, сдвинулось с места, то точно не допроситесь. Увы, история протестных действий, в ходе которых поднималась единственно проблема Образования и в связи с ней проблемы детства и юношества, и всех попыток призвать власть к элементарному спасению осколков некогда славной Советской системы образования показала, что взгляд Правителей и слух их обращены не вглубь страны, а вовне её — бесчисленное количество митингов и пикетов по всей стране за последние два-три года не возымели серьёзного действия. Вышло наружу, что не_обходимо просить большего и быть не аполитичным, не ограничивая себя экономическими требованиями, не_обходимо говорить о смене власти, чтобы быть услышанным,— только при такой постановке вопроса, с прямой угрозой, можно донести до Правителей своё слово.

Со стороны правящей элиты, чьи интересы сейчас выражает в Думе большинство (Ед_Россия) принятием законов, не видно даже таких совсем уж простых шагов навстречу народу — детские пособия далеко не доведены до величины прожиточного минимума, не принимается система общедоступного и бесплатного дошкольного образования, которую нужно просто воссоздать — кадры и опыт есть.

Ещё есть те, заботиться о ком общество наделило властные институты многими полномочиями. Речь об инвалидах, детях, оставшихся без попечения родителей, тех, у кого низкие доходы. Коверкая, ломая систему Образования и выдавая это за попытки создать что-то более совершенное, дают ли Правители гарантии реализации права на образование для этих своих, самых беззащитных, граждан? Путём квотирования учебных мест, или путём специальных стипендий или системы социальных образовательных кредитов? Нет. А эти предложения, вполне способными вписаться в законы о реформе образования сформулированные коммунистами, были жёстко отклонены.

Даже рыночные механизмы поддержки образования, используемые в передовых странах, в России намеренно угнетаются : так, сейчас не признаётся возможность сохранить действующие и восстановить в полном объеме утраченные налоговые льготы для образовательных учреждений и инвесторов образования. Нелепо говорить о том, что то, что сейчас строится руками Правителей, имеет в своей перспективе образец развитых стран Европы или Америки и их образцы законности и справедливости.

* * *


29 Августа Московский Комитет КПРФ провел митинг и его поддержали в этом СКМ, РУСО (Российские ученые социалистической ориентации) и Женский Союз «Надежда России», преподаватели, студенты, учащиеся.

Все говорили о том, что политика власти разрушительна для всех областей системы образования — начального, среднего и высшего.

Перечислим здесь ключевые моменты, которые отметили собравшиеся.

Одной из важнейших проблем, резко обострившихся в последние годы является проблема досуга школьников. Многочисленные кружки, дворцы пионеров, спортивные секции, которые были бесплатными и доступными каждому ребенку при Советской власти были закрыты.

Введена почасовая оплата труда учителей средней школы, которая подталкивает учителя к ремесленничеству и формальному подходу к своей деятельности, что неминуемо снижает уровень школьного образования

Классное руководство компенсируется финансово настолько скудно, что при колоссальных нагрузках, в том числе бюрократического характера, учителю гораздо предпочтительней отказаться от него.

Распространение тестовой системы начиная с младшей школы и заканчивая принудительным ЕГЭ является очередным шагом власти, подрывающим основу образования — научение молодого человека творчеству, приучает школьника к шаблонному мышлению и зубрежке.

Нравственное воспитание, в том числе патриотическое, не получает развития. В некоторых субъектах федерации обучение построено так, что фактически попирает права на свободу совести.

Там, где мы наблюдаем действие грантовой системы, первое, что видим — небезупречность, мягко говоря, критериев, на основании которых присуждаются грант.

Система ЕГЭ не решила проблему взяток, а перенаправила денежные потоки в руки тех, кто задействован в системе среднего образования и контроля за ним, сделав поступление в ВУЗы в гораздо б0льшей степени коррумпированным и катастрофически снизив интеллектуальный ценз абитуриентов, впоследствии студентов.

Из школы за эти буквально годы, на наших глазах, превращают в агитационный анклав. Чуть не в открытую налаживая механизм давления на политическую волю родителей детишек перед выборами через учителей и администрацию. Система проведения выборов также б0льшей частью держится на коллективах школ.

Уничтожение ПТУ оставляют молодым людям только те варианты работы, на которых их держат лет до 30-и, пока шустрый и мозги свежие. Обычно это либо продажи, либо услуги. Устроить своё благополучие они не успевают и остаются без источника к постоянному заработку.

В ВУЗах закрываются специальности — некому учить, разорвалась связь времён. Славные дела наших предков в некоторых областях потеряли своих продолжателей.

Количество гуманитарных ВУЗов, дипломы в которых даются почти за просто так, дискредитируют систему высшего Образования, и, что самое страшное, дают карты в руки реформаторам из верхушки Министерства Образования и Науки на основании наличия таких ВУЗов и всё большее их доминирование ставить вопросы об демонтаже всей системы высшего образования.

Настоящей катастрофой для российского образования явилась замена учебных стандартов.

Всё это вместе насаждает неравенство в тех областях (в сфере образования, например), в которых как в осколках советской системы оно не было заложено.

Глубоко порочно представление знания как товара, которое исходит от Правителей России и говорится устами тех, кто ест крошки с их стола,— реформаторами из Правительства и Министерства Образования и Науки.

Постоянно снижается доля расходов на Образование в бюджете. Нацпрожект «Образование» сейчас также перестает финансироваться.

* * *

Один из факторов разрушения образования — недостаточное финансирование. Стипендия слишком маленькая — невозможно прокормить себя (академическая стипендия не достигает половины прожиточного минимума, социальная стипендия — прожиточного минимума), многие бросают учебу и устраиваются на работу. Зарплаты учителей и педагогов маленькие — учителя уходят из образовательной сферы в другой род работы, сокращается количество коллективов учителей, образовательное сообщество уменьшается. И все-таки остаются учителя, которые и составляют систему образования. Это достойные люди. Их интересы нужно защитить, хотя бы отменяя законы, по которым искусственно сокращают число школ, а кроме того обеспечением оплаты труда и социальных гарантий педагогов не ниже уровня госслужащих (путем принятия закона о статусе педагогического работника), инициацией остановки действия Федерального закона № 122 от 22.08.2005 о “монетизации” льгот, который отменил федеральные гарантии оплаты труда и иные социальные гарантии и льготы для работников образования и обучающихся, установлением финансовой самостоятельности бюджетных образовательных учреждений, в том числе в целях стимулирования труда работников.


Характер власти сегодняшнего дня таков, что если не наложить специально мораторий на любые решения и действия Правительства РФ, Министерств и ведомств, способные привести к ограничению конституционного права граждан на образование или к росту неравенства возможностей в этой области, то подобные действия, принятые на федеральном уровне останутся, как и сейчас, сильнейшим средством развала системы образования и будут тем молниеносным (в сравнении с ГосДумой) оружием, с помощью которого уничтожается отечественное образование. Например, ситуация с ЕГЭ : его допустили в своё время в качестве эксперимента, который бы проводился на усмотрение школ по согласованию с родительскими комитетами, а Министерством и его департаментами на местах он прожимался как обязательный и навязывался в обход законов не как дополнительная форма аттестации, а как (экспериментально) основная; сегодня Федеральный закон, в котором сказано о ЕГЭ (ФЗ N 17-ФЗ в редакции от 01.12.2007 ФЗ N 309-ФЗ), не вступил в законную силу, однако исполнительной ветвью власти РФ навязан всем образовательным учреждениям. (По этому поводу, кстати говоря, Вы можете выступить действенно >> http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=784&Itemid=31 )

Кроме ЕГЭ другой яркий пример — о том, как Правительством РФ не выполняются им самим принятые к действию Стратегии развития и проч., см., например, по этой ссылке: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=3d5c76aa-9bfe-40e5-842b-893ad31f0585&_Language=ru

Уровень обороноспособности и образовательный потенциал сегодня, в наш век, скоррелированы как нельзя точно. Технологии с помощью которых создаются средства обороны, с одной стороны, и использование этих современных средств обороны, с другой стороны, предполагают весьма высокий образовательный ценз граждан страны, способной защитить себя. Образование как общественный институт в информационную эру является стратегически приоритетной сферой. И даже в экономическом смысле. Угнетение образовательной сферы разрушительно сказывается на технологических процессах, организационных, кадровых, информационных и других ресурсах страны.

Отечественным либералам, исповедующим нечто вроде социал-дарвинизма («выживает сильнейший, а слабейший должен освободить жизненное пространство»), миллионы сограждан представляются лишними людьми, ненужными конкурентами на их празднике жизни у нефтедолларового источника. Сейчас в год наш народ теряет полтора миллиона жизней (а известно, что в ближайшие десятилетия темпы депопуляции удвоятся и утроятся), и это величайшая угроза для самого существования России. Западный мир, построенный по принципу центр-периферия, желает отвести нам место «бензоколонки» руками российских лоббистов "евроатлантизма". Именно вследствие их курса страна с 90-х и по сегодня переживает катастрофу деиндустриализации. Разговоры о возрождении и высокотехнологическом прорыве в экономической сфере, основанном на нанотехнологиях, закончились тем, что председателем РосНаноТеха поставлен Анатолий Чубайс. Но даже поставь они другого, разговоры о сегодняшнем или грядущем подъеме экономики, которые ведутся на фоне разрушения выдающихся научных школ и системы образования, по меньшей мере, нелепы и демагогичны. А положение сейчас таково, что можно было бы всё-таки попытаться возвращать уровень прежних наших достижений, если перестать разрушать фундаментальную науку и наше образование, которые заключают в себе матрицу нашей культуры и техники.

Уже наши внуки увидят вокруг мир, который будет создан сегодняшней системой образования. Все социальные процессы, сменившийся геополитический расклад. Пусть бы они не увидели ни горя ни муки и жили бы среди светлых людей. Для этого мы должны будем сейчас помочь написать для них эту историю. Участвуя в борьбе за возрождение отечественной науки и образования. Конкретика требований уже определена. Прежде всего нужен сдерживающий фактор для квазиреформаторов нашей страны. Необходимо будет создать комиссию по преодолению кризиса образовательной политики и по разработке перспективной программы развития системы общего и профессионального образования с участием представителей политических партий, профильных парламентских комитетов, Российского союза ректоров, Российской академии наук, Российской академии образования, профсоюза работников народного образования и науки и других организаций, представляющих образовательное сообщество. Много фундаментальных требований уже были перечислены в тексте настоящей статьи, включая требования к положениям о приватизации образовательных учреждений, к рамкам использования ЕГЭ, к вопросам финансирования и др.

Но, кроме того, что было уже названо, есть ещё несколько вопросов, без решения которых состояние дел в системе Образования бесповоротно ухудшится. Необходимо будет создать федеральные образовательные каналы на радио и телевидении. Необходима стратегия развития системы начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках государственной программы “Образование как основа инновационной экономики (2009—2012 гг.)”. Необходимо принять уже разработанную концепцию развития российской сельской школы — фактора социально-экономического и социокультурного развития села. Необходимо принять федеральную программу “Здоровое образование”. И уже со следующего, 2009-ого, года в федеральном бюджете предусмотреть средства для увеличения заработной платы работников бюджетной сферы в регионах не менее чем на 30%.


использованы материалы Круглого стола в редакции газеты «Правда» http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda%20093.html

Регул, коммунист К., Таня Д.

 

Используются технологии uCoz