НЕ ПРОЙДЕТ? УЖЕ ПРОШЕЛ!

Ультраправый марш в центре столицы

Рейтинг@Mail.ru

4 ноября в центре Москвы прошел «Правый марш» – митинг активистов организаций ультраправого толка. В нем приняли участие «Евразийский союз молодежи» (ЕСМ), ДПНИ ("Движение против нелегальной иммиграции"), РОНС ("Русский общенациональный союз"), ЛДПР, РОД («Русское общенациональное движение»), НДПР ("Национально-Державная партия России"), Национальная Народная партия, "Национал-патриоты России", «Славянский союз». По данным Агенства политических новостей, среди участников марша находились один из лидеров Союза Молодежи «За Родину!» Олег Бондаренко и кандидат в депутаты Мосгордумы от КПРФ Петр Милосердов. АПН сообщает, что в марше также приняли участие активисты НБП. По данным интернет-ресурсов xeno.sova-center.ru, newsinfo.ru и echo.msk.ru во время шествия звучали лозунги "Нация, нация превыше всего!", "Русские, вперед!", "Москва – русский город, прогоним оккупантов!", "Россия, нация, порядок!", "Слава империи!", "Слава русскому оружию!", "Долой оккупантов!", "Русский, вставай!", «Зиг Хайль!» и пресловутое "Россия для русских, Москва для москвичей!".


  

Большая часть выступавших на митинге заявила, что считает "оккупантами" нынешние российские политические и экономические элиты и призвала собравшихся к национально-освободительной борьбе.


  

Во время шествия произошли столкновения ультраправых с их противниками из интернационалистических организаций. На Яузском бульваре колонну участников "Правого марша", двигавшуюся в направлении Славянской площади, забросали зажигательными ракетами активисты "Авангарда красной молодежи" (АКМ). Об этом сообщила пресс-секретарь АКМ Анастасия Удальцова. По ее словам, сторонники АКМ тем самым выразили протест против проведения "акций под фашистскими лозунгами". Характерно, что ранее АКМ (КПСС) стал единственной из леворадикальных молодежных организаций, согласившейся войти в «Лигу объединенной молодежи», которую пытается создать участник марша Олег Бондаренко.


  

Одна из брошенных активистами АКМ ракет упала практически под ноги участнице марша, ученому секретарю возглавляемого известным российским политтехнологом Станиславом Белковским Института национальной стратегии (ИНС) Татьяне Шлихтер, которая выразила возмущение акцией АКМ и посоветовала его активистам «извиниться за нелепую выходку».


  

Противодействовать акции попытались и представители противоположного политического фланга – либерального движения «Оборона». По данным пресс-службы движения, около 50 человек (кроме «оборонцев» – активисты Объединенного гражданского фронта, "Хранителей радуги", Молодежного СПС) встретили ультраправых на Чистопрудном бульваре. В националистов полетели наполненные водой презервативы, сопровождаемые скандированием "Фашизму – позор!", "Фашизм не пройдет!". Лозунг акции был "Занимайтесь любовью, а не ненавистью". «Несколько нацистов пытались устроить драку с активистами «Обороны», но безуспешно, – сообщает пресс-служба. – Милиция вела себя корректно и не препятствовала проведению акции. После ее завершения один активист – Павел Шайкин – был доставлен в ОВД «Китай-город», откуда освобожден без предъявления каких-либо обвинений. Позже также были доставлены в милицию и отпущены еще семь антифашистов, в том числе координатор «Обороны» Юлия Рышкина, которые участвовали в еще одной антифашистской акции по ходу шествия. Задержаны были и сами фашисты. Несколько скинхедов, представляющих РНЕ, было задержано за попытку устроить драку с милицией. Также трем организаторам марша предъявлены обвинения в нарушении правил проведения массовых мероприятий».


  

Перед началом «Правого марша» произошло два практически невероятных события. Во-первых, 3 ноября с 15.30 до 17.00 у здания Правительства Москвы состоялся несанкционированный пикет с участием 50 активистов движения «НАШИ» с требованием отозвать разрешение на проведение «русского марша». Насколько известно, это первое мероприятие, официально проводимое под эгидой «Наших», на котором активисты движения были задержаны милицией (5 человек, включая федерального комиссара Александра Городецкого). Во-вторых, незадолго до 4 ноября на интернет-сайте движения «Оборона» появилось официальное обращение этого движения к лидерам «Наших» с предложением совместно провести 4 ноября акцию противодействия маршу националистов (напомним, что «Оборона» активно боролась с «Нашими» с самого основания этого движения, несколько раз ее представители проникали на мероприятия «Наших» без приглашения, что служило поводом для потасовок).

Ситуацию вокруг «Правого марша» следует еще не раз подвергнуть обстоятельному анализу. Пока же бросаются в глаза следующие детали.

Во-первых, разрешение на акцию дала Префектура Центрального административного округа, входящая в структуру исполнительной власти столицы. Столичные власти давно выступали за более жесткий регистрационный режим в Москве, так что некоторые (но, конечно, не радикально-националистические!) лозунги акции могут быть им близки. Случаи, когда московские власти «не замечали» активности националистов, также известны (многие московские муниципальные дружинники подтвердят, что в этой структуре до сих пор немало представителей националистических групп, хотя она патронируется столичным правительством). Но официальным кредо московской мэрии всегда было резкое неприятие национализма. Вспомним жесткий прессинг РНЕ в столице после открытого марша его активистов по московским улицам в 1999 году. А в 1998 году, по мнению многих аналитиков, из-за резких высказываний Альберта Макашова о «жидах» распался очень перспективный предвыборный союз Юрия Лужкова и Евгения Примакова с КПРФ. Почему же московская мэрия изменила своему кредо?

Во-вторых, «Правый марш» – прекрасный повод дискредитировать «новорожденный» праздник 4 ноября. Понятно, что именно поэтому он и не был вовсе освещен в электронных СМИ, но почему же в таком случае он вообще был проведен? О нем заранее знали «Наши», значит, в Администрации Президента РФ тоже не могли не знать. Неужели столичные власти пошли наперекор АП? Да и зачем им было ставить под удар имидж новоявленного праздника?

В-третьих, «Правый марш» наносит удар по международному престижу России. Тем более после недавних событий в Воронеже. А если на марше звучал лозунг «Зиг Хайль!», то это дает козырь в руки правителей прибалтийских республик: «У нас ставят памятники частям «СС», бывшие ветераны гитлеровских войск маршируют? Да вы на себя посмотрите!» Разве чиновники, знавшие об акции, этого не понимали?

В-четвертых, очевидно, что «Нашим» не составляет труда получить санкцию на любую акцию даже за сутки до ее проведения и избежать неприятных последствий несанкционированных пикетов. И тем не менее – трое задержанных. Не странно ли?

В-пятых, прямой угрозы властям всех уровней участники марша не представляли. ЕСМ, ЛДПР и даже ДПНИ нельзя считать нелояльными к действующему режиму. Но почему рядом с ними в шествии участвовали представители Института национальной стратегии и НБП – структур, которые в настоящий момент принято считать оппозиционным? И почему они согласились на участие в шествии откровенных маргиналов со скандальной репутацией – имиджевые потери здесь явно не стоят дивидендов?

Подведем итог. Марш широко в СМИ не освещался, то есть массовый авторитет федеральных и московских властей не пострадал. Прочитав про «Зиг Хайль!», политизированный гражданин еще раз уверится, что угроза фашизма существует, возможно, даже, запомнит, что в связи с какими-то оппозиционными силами. Очень вероятно, что ЕСМ и ДПНИ вообще не собирались ассоциироваться с фашистами, что «Зиг Хайль» – их прокол, но этого многие и не вспомнят, зато о том, что это организации, наверное, значительные, та же политизированная общественность запомнит. Наконец, в том, что «Наши» действительно борются с фашизмом, даже некоторые оппозиционные деятели теперь не сомневаются. С ними и сотрудничать не стыдно. И именовать их «нашистами» теперь, наверное, будет не столь удобно. Вдобавок, ЕСМ – конкуренты «Наших» на пропрезидентском фланге молодежного движения – теперь замечены в связях с радикальными ультраправыми, а с другой стороны, со структурами, считающимися почти «оранжевыми».

Вряд ли разумно говорить, что все произошло именно так, как кто-то запланировал в некоем едином центре. Но произошло все так, как произошло. Ни для кого это, наверное, не смертельно. Но одно настораживает – чем ближе к большой политике оказываются те структуры, в фашизме которых никто не сомневается (даже, наверное, они сами), чем больше ажиотажа вокруг них, тем сами они становятся больше. Потихоньку, но подрастают. Может, не стоит играть с огнем?

 

Николай МИХАЙЛОВ

Используются технологии uCoz