Открытое письмо Президенту Российской Федерации
на scientific.ru
Президенту Российской Федерации
Путину Владимиру Владимировичу
Глубокоуважаемый господин Президент!
В последние месяцы общественная полемика относительно возможности преподавания в школе курса "Основы православной культуры" (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против введения такого курса в школе выступил ряд крупнейших российских ученых, в частности, десять академиков, среди которых – два нобелевских лауреата . С другой стороны, иерархи Русской православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал : "Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс". Министерство образования и науки, до недавнего времени сдержанно относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана "Духовно-нравственная культура". Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к Президенту России . Помимо высказываний в пользу введения ОПК, в этом обращении также предлагается ввести в государственной системе аттестации научных работников ученые степени кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней и последующей выдачей дипломов государственного образца.
Немалое число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук может создать ложное впечатление, что научная общественность поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных школах и приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать свою позицию.
1. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и "культурологическом" характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников. Об этом свидетельствует как его содержание (о котором мы можем судить, например, по циклу учебных пособий А.В. Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, в письме Патриарха Алексия II N 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано: "Если встретятся трудности с преподаванием "Основ православного вероучения", назвать курс "Основы православной культуры".
2. Преподавание в государственной школе основ вероучения той конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно приведёт к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение. Уже сейчас есть примеры, когда представители религиозных меньшинств или дети из атеистических семей подвергаются недопустимому давлению со стороны учителей и сверстников. Повсеместное преподавание ОПК в государственных школах неизбежно приведет к усилению религиозной поляризации страны и межконфессиональной напряженности, создавая питательную среду для экстремизма.
3. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д. ) обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе. Cогласно социологическим опросам, в современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии с установками своей конфессии. В такой ситуации обязательное преподавание религиозных дисциплин в государственных общеобразовательных школах будет способствовать не нравственному воспитанию, а, напротив, еще большему распространению лицемерия, конформизма и духовного релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в царской России.
4. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Всероссийской аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и о создании факультетов теологии в государственных университетах. Если понимать теологию как светскую научную дисциплину, не требующую веры в существование Бога (богов), то списке специальностей ВАК уже существует специальность "09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры", которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных аспектов религии могут быть основанием для присуждения ученых степенией по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам. Если же понимать под термином "теология" богословие, то есть дисциплину, в основе которого лежит вероучение определённой религиозной конфессии, то её введение в систему государственной аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что, опять же, противоречит Конституции РФ. Следует отметить также, что приводимые в качестве довода за введение теологии в номенклатуру ВАК ссылки на Болонский процесс неуместны, поскольку, в отличие от других стран Болонского процесса, в России речь идет именно о системе государственной аттестации, а не о степени, присуждаемой конкретным учебным заведением.
В "письме 227" противники создания государственной системы религиозного образования обвиняются в "обскурантизме и нигилизме", расчистке "дороги для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин", нетерпимом отношении "к Русской Православной Церкви, православному христианству, православным верующим", их называют "воинствующими атеистами и ненавистниками России". Это не просто показывает уровень полемики – это показывает, на каком уровне и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах и теологии в государственных вузах, если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это приведет к расколу страны по конфессиональному признаку, чего нельзя допустить.
Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать усилия Министерства образования и науки по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России.
Как можно помочь в проведении этой акции? Очевидно, что чем большее число подписей под письмом будет собрано, тем больше вероятность того, что наш голос будет услышан. Если вы хотите помочь, обратите, пожалуйста, внимание своих коллег и друзей на это письмо лично или по электронной почте. Желательно также распечатать письмо и вывестить его на доске объявлений вашего института (вместе с информацией о том, как можно подписать письмо). Текст письма в формате pdf , текст письма в формате rtf .
Письмо может подписать любой гражданин России, работающий в сфере науки и образования. Сделать это можно следующим образом:
1) направить свои данные и данные коллег, выразивших желание подписать письмо, по адресу opk.letter@gmail.com со своего служебного адреса электронной почты; 2) сообщить свои данные, а также данные ваших коллег или друзей, которые лично прочли письмо и выразили согласие подписать его, через Живой Журнал либо форум одного из сайтов, на котором вы прочли это письмо (если такая возможность существует);
Пожалуйста, во избежание изобилия вариантов подписи, нежелательного в письме подобного рода, сообщайте о себе следующие данные:
1. ФИО (полностью)
2. Ученая степень
3. Ученое звание
4. Иные регалии
5. Занимаемая должность
6. Организация, в которой вы работаете
7. Город, в котором расположено ваше учреждение (+ страна, если вы работаете в настоящее время за пределами России)
В минимальном варианте, если по каким-то причинам сложно представить полную информацию, сообщите ФИО (полностью), ученую степень или, если ее нет, должность, город проживания.
Для учета подписи обязательно сообщите контактную информацию (адрес электронной почты или телефон)
Образцы подписей (пожалуйста, следуйте этим образцам):
Андрей Борисович Иванов, д.ф-м.н., профессор, член-корреспондент РАН, Институт изучения сложных проблем РАН, Саратов
Петр Иванович Сидоров, PhD, Head of laboratory, Harvard Medical School, Boston, MA, USA
Николай Олегович Петров, младший научный сотрудник, Москва