1 сентября - день знаний!
Известный русский биолог К. А. Тимирязев одной из своих работ сказал: «Если заурядный, но получивший современное образование человек обладает в наше время сведениями о природе, которым позавидовал бы Аристотель, то причина тому лежит не в исключительном каком-нибудь умственном превосходстве, даже не в том, что непосредственно окружало его в период его личного развития, а, конечно, в тех двадцати двух веках, которые недаром же пропило с тех пор человечество». Благодаря тому что человечество располагает общественно выработанными средствами закрепления своего опыта, и в первую очередь языком, мы можем передавать друг другу (от поколения к поколению) самые сложные достижения нашего познания. Чем дальше, тем больше этих элементов познания, этих крупиц общественного опыта, общественной практики оказывается в распоряжении человечества. И каждый из нас, появляясь на свет, не просто ощущает, не просто воспринимает реальную действительность органами чувств, но начинает познавать эту реальную действительность, изучая то, что знают о ней другие люди, все человечество. По выражению Энгельса, к деятельности органов чувств у человека присоединяется деятельность мышления. Постараемся разобраться, как это происходит. Мы знаем, что многое в деятельности человека, как и почти все в деятельности животного, сводится к рефлекторной деятельности. Это могут быть простейшие — безусловные рефлексы. Если мы уколем руку, то сразу же непроизвольно ее отдернем. Если мы голодны, то стремимся к пище. У истоков безусловного рефлекса стоит потребность — в пище, в самосохранении. Если рефлекторное действие удовлетворяет эту потребность, оно прекращается. Безусловнорефлекторное поведение врожденно у животного и человека; не будь безусловных рефлексов, они просто не смогли бы жить. Самый первый самостоятельный акт в жизни человека — крик новорожденного младенца — это безусловный рефлекс, в результате которого ребенок набирает воздух в легкие. Это могут быть и более сложные рефлексы -условные. Они не врожденны, а формируются у животного (или человека) прижизненно благодаря его личному, индивидуальному опыту. Существование условных рефлексов позволяет животному приспосабливаться к изменяющимся условиям, реагировать на те раздражители, которые раньше не встречались ему. Но характер этой реакции существенно не меняется: это такое же рефлекторное действие, возникающее так же автоматически и неосознанно, имеющее такое же простейшее строение. Но есть еще и третья форма поведения, существенно отличающаяся от первых двух. Это так называемая интеллектуальная деятельность, интеллектуальное поведение. Если условный рефлекс автоматичен, то интеллектуальный акт предполагает выбор из нескольких возможных способов поведения. Чтобы произвести его, мы должны, как говорят, произвести ориентировку в задаче, проанализировать ее и наметить формы и средства нашего доведения, такие формы и средства, с помощью которых поставленную задачу можно решить. Интеллектуальная деятельность типична для человека: можно думать, например, что по крайней мере на 7/8 человеческое поведение складывается из интеллектуальных актов и только 1/8 приходится на «чистое» условно- и безусловнорефлекторное поведение. Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей. Первая — это предварительная ориентировка в ситуации, в условиях действия и составление программы действия. Вторая — исполнение, осуществление тех планов, которые были намечены. Третья часть — сличение результата с поставленной целью. У высших животных, например обезьян, тоже похожее поведение, но первая и вторая части интеллектуального акта у них объединены. Обезьяна сразу начинает действовать, пробует различные способы достижения цели, отбрасывая ошибочные. Поэтому обычно говорят, что обезьяна действует методом «проб и ошибок». Да и сам интеллект у обезьяны очень своеобразен. Это так называемый действенный, практический интеллект. Задача, стоящая перед обезьяной,— это всегда задача выбрать из возможных практических действий то или иное практическое действие, и решение этой задачи протекает всегда в ходе непосредственной практической деятельности. Человек же может сначала сформулировать план своих действий в речевой форме и лишь затем осуществить его практически, если это необходимо. А в случаях, когда практическое осуществление не обязательно или вообще невозможно при данных обстоятельствах, решение вообще может остаться в речевой форме. Конечно, и в деятельности человека практический интеллект занимает большое место. Примером высокоразвитого практического интеллекта является мышление конструктора. Но у человека, в отличие от обезьяны, даже в практической деятельности всегда есть теоретические, словесные элементы.
|