О планах бюджетного финансирования науки на 2007-2008 гг.

В настоящее время формируется перспективный финансовый план Российской Федерации на 2007-2009 годы. Согласно методическим материалам Минфина России (http://www1.minfin.ru/budjet/metmat_pp_07-09.zip), план базируется на утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №399-р Перспективном финансовом плане РФ на 2006-2008 годы (http://www.government.ru/images/download.html?pi_id=2889).
Каковы перспективы финансирования гражданской науки, фундаментальных исследований и Российской академии наук по этим документам? Как этот план соотносится с Программой модернизации академического сектора и Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года?

Основные параметры федерального бюджета на 2006 - 2008 годы (млрд. рублей)

Показатели
Плановый период
2006 год
2007 год
2008 год
Доходы - всего
5046,14
5828,48
6587,44
Расходы - всего
4270,11
4892,38
5621,62

Расходы на гражданскую науку складываются из расходов на проведение фундаментальных исследований и прикладных исследований в областях, отражаемых по разделам бюджетной классификации. Суммирование предельных бюджетов субъектов бюджетного планирования даёт в отношении науки следующие цифры (с округлением до десятых млрд. руб.):

 
2006 год
2007 год
2008 год
Фундаментальные исследования
млрд. руб.
37,9
46,0
56,9
в т.ч. академический сектор
млрд. руб.
29,5
27,9
30,7
в т.ч. РАН с рег. отделениями
млрд. руб.
23, 9
22,2 (1)
24,01 (1)
Прикл. гражд НИОКР
млрд. руб.
35,0
21,3 (2)
31,02 (2)
Гражданская наука, всего
млрд. руб.
72,9
67,3 (без ФЦП)
89,0 (с ФЦП)
87,9 (без ФЦП)
110,0 (с ФЦП)

Минфин России ориентирует на принятие новых расходных обязательств в таком объёме, что вместе с действующими обязательствами финансирование расходов на науку не превысит 89 млрд. руб. в 2007 г. и 110 млрд. руб. в 2008 году. При этом порядок финансирования по ФЦП, надо думать, остаётся конкурсным, т.е. "открытым для всех", и организуется теми ведомствами, которые обозначены для соответствующих программ постановлениями Правительства РФ.
В то же время финансовым планом утвержденной Стратегии развития науки и инноваций предусмотрены следующие показатели роста на ближайшие годы:

Средства федерального бюджета, млрд. руб., в ценах текущих лет

 

Минимально-допустимый вариант

Рациональный вариант

 

2006

2007

2008

2006

2007

2008

1. Развитие сектора исследований и разработок

57,9

71,7

88,4

57,9

79,4

101,3

фундаментальные исследования

38,6

50,3

64,3

38,6

56,0

73,5

прикладные научные исследования и разработки

19,3

21,4

24,1

19,3

23,4

27,8

2. Реализация приоритетов технологического развития

13,4

16,2

20,5

13,4

18,5

24,9

3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере

0,0

1,1

1,3

0,0

5,7

6,8

4. Развитие инновационной инфраструктуры и малых и средних предприятий в научно-технической сфере

8,3

6,1

6,5

8,3

9,5

11,1

Итого

79,6

95,1

116,7

79,6

113,1

144,1

Справочно - финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований гражданского назначения

72,4

89,0

110,0

72,4

99,2

127,8

 

Напомним, что утвержденный в 2002 году Президентом РФ уровень (в процентах) минимального финансирования гражданской науки предусмотрен выше, чем утвержден на эти же годы по "рациональному варианту" Стратегии:

 
2006
2007
2008
Процент от расходов бюджета по протоколу
2,62%
2,92%
3,30%
Сумма, млрд. руб.
111,9
142,9
185,5

Отсюда - вывод: Минфин не намерен поддерживать ни решение 2002 года, ни планы финансирования фундаментальных исследований по Стратегии развития науки и инноваций, развитие которых отнесено Президентом РФ к числу стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Планируемый объем финансирования фундаментальных исследований в 2007 году на 4 млрд. руб. ниже предусмотренного минимально-допустимым вариантом Стратегии и на 10 млрд. руб. ниже, чем в рациональном варианте. На 2008 год расхождения ещё больше: на 7 и 16,5 млрд. руб. соответственно по вариантам.

На 21% планируется сократить ассигнования по конкурсам РФФИ и РГНФ.

Итоговый вывод. Без активной позиции Минобрнауки, руководства РАН и Президента РФ при пассивной собственной позиции научному сообществу чего-либо добиться положительного после введения отраслевой системы оплаты труда не удастся. Принятый Правительством РФ перспективный финансовый план на 2006 - 2008 годы демонстрирует продолжение федеральной исполнительной властью саботажа всех стратегических решений, в том числе и собственных, по обеспечению перехода страны к инновационному развитию, а также продолжение разрушения фундаментальной науки.

А.С.Миронов

примечания:

(1) С учётом заявки РАН на дополнительные ассигнования для реализации пилотного проекта по оплате труда Минобрнауки планирует расходы РАН с региональными отделениями в сумме 29,6 млрд. руб. на 2007 год и 37,9 млрд. руб. на 2008 год, т.е. по 33 и 34% от ориентировок Минфина в отношении расходов на гражданскую науку.

(2) Без НИОКР по федеральным целевым программам (ФЦП).

Используются технологии uCoz