Федеральное агентство по образованию
обнародовало предварительные результаты вступительных экзаменов в вузы России в
2005 году. Студентов стало больше, но опыт предыдущих лет показывает, что через
пять лет профессионалов больше не станет.
В этом году студентами стали 1,4 млн.
юношей и девушек, причем около 600 тысяч будут учиться бесплатно (за счет
государства), а 800 тысяч заплатят за свое образование в государственных и
негосударственных вузах. По предварительным данным, конкурс составил в среднем
3,5 человека на место.
- Я бы не слишком радовался
постоянному росту поступивших в вузы, - говорит член-корреспондент Российской
академии образования Александр Абрамов. - Сейчас в расчете на 10 000 населения
у нас студентов существенно больше, чем было в СССР. У выпускников квалификация
часто крайне невысока, многие работают не по специальности. Получить высшее
образование стремятся совсем не для того, чтобы потом зарабатывать квалифицированным
трудом, а чтобы не попасть в армию, уехать в "большой" город и т.д.
Иногда с умилением говорят, что выпускники Физтеха или МИФИ становятся
отличными бизнесменами, но зачем же тогда учили
ядерной физике?
В этом году Министерство образования
и науки выделило дополнительные 2200 бюджетных мест в 127 вузах России для
целевого приема молодых людей из Южного федерального округа, для обучения их
тем специальностям, которые сейчас востребованы в Чечне, Северной Осетии,
Ингушетии, Дагестане и других республиках Северного Кавказа. Продолжились изменения и в предпочтениях
абитуриентов - нет ажиотажа на экономических и юридических факультетах,
стабильно растет конкурс на естественно-научные и
инженерные специальности. Популярными стали специальности, некоторые из которых
ранее просто не существовали: информационные системы и технологии,
информационная безопасность, биобезопасность, робототехника, нанотехнологии.
Однако сложилось трудное положение с
педагогическим образованием. При том, что в стране не
хватает около 50 тысяч учителей, педагогические вузы уже который год не
добирают тысячу человек, причем на бюджетные места.
- Профессия учителя попадает в
"красную книгу", - продолжает Александр Абрамов. - Мало того, что
молодежь не идет в педвузы, так по окончании они не идут в школу. Низка
профессиональная подготовка, и с каждым годом растет средний возраст учителя.
Зарплата учителя удручающе мала. Фактически наступила кадровая катастрофа
учителей.