Сайт комсомольцев и коммунистов МГУ им. М.В. Ломоносова

Рубрикатор
    Главная страница

    Информация и       новости

    В мире науки
    Образование
   Политпросвещение
    Наша история
    Агитпроп
    Фотогалерея
    Библиотека
    Союз Коммунистической Молодежи
    КПРФ
    Обратная связь
Рассылка материалов КПРФ.Ру



 

29 октября

88я годовщина со дня создания Ленинского Комсомола

Основоположники научного коммунизма придавали первостепенное значение делу революционного воспитания и сплочения подрастающего поколения, вовлечения его в классовую борьбу пролетариата. Они видели в молодежи, и прежде всего в рабочей, составную часть пролетарских революционных сил.

Рабочая молодёжь всегда шла за партией большевиков

Рабочая молодёжь всегда шла за партией большевиков

Марксизм-ленинизм рассматривает молодежь как социально-демографическую группу общества, которая находится в процессе политического, нравственного и физического становления; ее мировоззрение зачастую еще не приобрело четких ориентиров, а лишь находится на стадии формирования. История сохранила множество прекрасных образцов героического служения молодежи делу революции и в то же время знает немало примеров ее антипролетарской ориентации. Поэтому марксисты стремятся не допустить идейных шатаний, аморфности во взглядах и поведении юношества, направляют его энергию, инициативу, самодеятельность в русло борьбы за общерабочие интересы.

Известный тезис К. Маркса, который был принят I Интернационалом в качестве директивы для всех секций, гласит: «...наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения». Таково отношение основоположников научного коммунизма к пролетарской молодежи — преемнице революционных идеалов старшего поколения рабочего класса, призванного преобразовать мир на социалистических началах. Одновременно в этом указании Маркса очерчена обязанность пролетарских партий — руководить развитием юношества, целеустремленно формировать его мировоззрение и нравственные ценности.

Легендарный командир Гражданской войны Г. Котовский среди комсомольцев Екатеринослава

Легендарный командир Гражданской войны Г. Котовский среди комсомольцев Екатеринослава

К. Маркс и Ф. Энгельс определили пути воспитания человека новой общественной формации. Изучая анатомию капиталистического способа производства, они нарисовали объективную и глубоко верную картину широкого втягивания детей, молодежи в сферу буржуазной эксплуатации. Маркс писал, что прогрессивное само по себе явление — привлечение детей и подростков к участию «...в великом деле общественного производства...» приняло при капитализме уродливые формы. Лишь при социалистическом строе труд служит общему делу, является составным элементом воспитания гармонично развитой личности.

Вскрыв антагонистические противоречия капитализма, вожди рабочего класса показали его непримиримую враждебность трудящемуся юношеству. Путь к свободной и счастливой жизни подрастающего поколения, к решению всех его социальных и возрастных проблем К. Маркс и Ф. Энгельс видели в самоотверженной борьбе за победу пролетарской революции и построение коммунизма.

Колонна комсомольцев на Красной Площади. 1925 год

Колонна комсомольцев на Красной Площади. 1925 год

Создатели теории научного коммунизма высоко ценили активность молодежи в социальных движениях и особенно ее участие в революциях 1848 года, бурными волнами прокатившихся по Европе.

Именно в 1848 году в Вене под непосредственным воздействием революции была предпринята попытка создать первый союз пролетарского юношества. Однако из-за поражения революции этот шаг не удался. Реакция жестоко расправилась с молодыми борцами за дело трудящихся.

И только спустя десятилетия, ознаменованные вступлением капитализма в империалистическую стадию, значительными изменениями в социально-экономической жизни пародов. в развитии рабочего класса, сложились благоприятные условия для возникновения пролетарских юношеских организаций. В 1889 году был образован II Интернационал, к началу XX века в большинстве европейских государств уже действовали социалистические партии. Марксизм как единственно научное мировоззрение одержал победу в рабочем движении над всевозможными псевдореволюционными взглядами.

В. Маяковский среди молодых рабочих

В. Маяковский среди молодых рабочих

В новой ситуации, под влиянием ряда объективных и субъективных факторов, в атмосфере растущего авторитета идей социализма на земном шаре родились союзы пролетарской молодежи в Германии, Франции, Бельгии, Австро-Венгрии, на Скандинавском полуострове. Общей чертой почти для всех организаций являлось стремление отстаивать экономические интересы и гражданские права юношества, вести широкую культурно-просветительную работу, энергично бороться с милитаризмом. Самым важным итогом деятельности лучших молодежных союзов было то, что они учили юношей и девушек бороться за интересы своего класса. Отдельные организации (например, бельгийская «Молодая гвардия») сыграли заметную роль в общественно-политической жизни своих стран. Однако в целом пролетарское юношеское движение не имело последовательной революционной программы. Оппортунизм, словно ржавчина, разъедал партии и руководство II Интернационала. Социал-реформистские элементы выступали за гражданский мир, против борьбы с буржуазией, против пролетарской революции и диктатуры пролетариата. «Шел великий спор о том, как идти к социализму: через революцию или путем реформизма, сводящего задачи рабочего движения к борьбе за частичные требования, не затрагивающие основ ка­ питалистического строя».

23 июня 1941 г. Запись добровольцев на фронт

23 июня 1941 г. Запись добровольцев на фронт

Оппортунисты отвергали марксистские взгляды на роль подрастающего поколения в прогрессе общества, классовой борьбе пролетариата. Напуганные возраставшей активностью юношества в рабочем движении, они всячески тормозили создание революционных организаций молодежи, возглавляемых левыми социал-демократами. Так происходило, например, в Германии, где К. Либкнехт и К. Цеткин твердо отстаивали принципы классовой борьбы и классового воспитания юношества, во имя чего выступали за создание организационно самостоятельных союзов молодежи. Во всех партиях II Интернационала происходила борьба между революционными и оппортунистическими элементами От ее исхода зависело, по какому пути будет развиваться юношеское движение — революционному или социал-реформистскому.

К сожалению, левые во II Интернационале не были достаточно сплочены, организованы, допускали теоретические ошибки. Главной их бедой было то, что они не смогли организационно порвать с оппортунистами, сплошь и рядом оставались с ними в одних партиях. Реформисты — агентура буржуазии в рабочем движении — захватывали все новые позиции во II Интернационале. Им удалось добиться роспуска многих союзов молодежи. В Германии, например, лидеры правых социал-демократов провели на съезде социал-демократической партии решение, которым фактически ликвидировалось большинство пролетарских юношеских организаций. Вместо них были созданы «клубы молодежи», занимавшиеся только культурно-просветительной работой. Всю их деятельность направляли «комитеты молодежи», состоявшие из оппортунистически настроенных социал-демократических чиновников. Тем caмым оппортунисты открыли двери для проникновения в юношескую среду буржуазной идеологии и политики. По существу, большинство «клубов молодежи» превратилось в буржуазные «культурки» и очаги национализма.

Приём в комсомол на передовой

Приём в комсомол на передовой

Стремление выхолостить революционную направленность пролетарского юношеского движения было характерно для правых оппортунистов и в других странах. Лишь немногим союзам молодежи удалось сохранить верность революционным идеалам. Они стали опорой; левых в партиях II Интернационала.

Так в эпоху, когда история с небывалой остротой выдвинула на повестку дня задачу сплочения различных отрядов рабочего класса, всех трудящихся, мобилизации их на решающий штурм империализма, на подготовку и свершение социалистической революции, оппортунисты выступили против участия подрастающего поколения в политической борьбе пролетариата. Революционное развитие рабочего молодежного движения, как и пролетарского движения в целом, требовало последовательного и непримиримого отношения к ревизионизму и оппортунизму.

Именно такую принципиальную линию в мировом рабочем движении проводила партия во главе с В. И. Лениным.

Уже в период разработки плана создания марксистской партии в России Владимир Ильич пристально следил за пробуждением социальной активности юных пролетариев, студентов, учащихся и оптимистически утверждал: «Среди рабочей молодежи наблюдается страстное, неудержимое стремление к идеям демократии и социализма...»

Созданная Лениным партия большевиков ковала единство, сплачивала все отряды пролетариата и, вполне естественно, проявляла огромную заботу о своем будущем, о своей смене — подрастающем поколении.

В. И. Ленин раскрыл причины огромной тяги рабочего юношества к марксизму, его стремления вступить в ряды РСДРП. «...Разве не естественно,— писал вождь пролетариата в работе «Кризис меньшевизма»,— что у нас, партии революции, преобладает молодежь? Мы партия будущего, а будущее принадлежит молодежи. Мы партия новаторов, а за новаторами всегда охотнее идет молодежь. Мы партия самоотверженной борьбы с старым гнильем, а на самоотверженную борьбу всегда первою пойдет молодежь.

Творчески развивая мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о молодежи, подрастающем поколении, о его роли в общественном прогрессе, В. И. Ленин создал целостную концепцию воспитания и организации юношества, его места в революционной борьбе рабочего класса, строительстве социализма и коммунизма.

В. И. Ленин указывал, что все проблемы, связанные с социальным развитием молодежи, носят конкретно-исторический, классовый характер, разоблачал несостоятельность подхода к молодежи с позиции «вообще», без учета классовой, социальной структуры общества, его деления по классовому, а не по возрастному признаку.

Этот комсомольский билет пронесла через все испытания Майданека Текля Баляс, комсомолка из села Добряны Львовской области

Этот комсомольский билет пронесла через все испытания Майданека Текля Баляс, комсомолка из села Добряны Львовской области

Маркс, Энгельс, Ленин хорошо знали и тонко понимали специфические интересы юношества. Вместе с тем они подчеркивали, что их нельзя ни абсолютизировать, ни игнорировать; учет и действительное удовлетворение интересов и стремлений молодежи зависят прежде всего от характера самого общества. Капитализм порождает проблемы труда, образования юношества, но не в состоянии их разрешить, в этом причины протеста и бунта молодежи. Социализм, ликвидируя источники порабощения трудящихся, обеспечивает могучий подъем материальной и культурной жизни всего народа, полностью решает «молодежную проблему», которая является неотъемлемой частью программы революционного преобразования общества. Вместе с исчезновением антагонизма классов исчезают и конфликты поколений, ибо исчезает почва, которая их порождает.

В царской России в борьбе пролетариата участвовали широкие массы юношей и девушек. Ведущую роль в революционном молодежном движении играла рабочая молодежь. В. И. Ленин, партия, рассматривая коренные требования молодежи как часть общих требований трудящихся, теоретически обобщили их и включили в первую Программу РСДРП.

Большое место в работе партии в массах подрастающего поколения играла пропаганда Программы РСДРП, в том числе трех ее разделов, где были сформулированы положения, касающиеся юношества. Среди них — требование избирательного права с 20 лет, права получения образования на родном языке и в связи с этим создания школ, бесплатного и обязательного общего и профессионального образования для всех детей до 16 лет, запрещения наемного труда детей в возрасте до 16 лет, ограничения рабочего дня подростков до 16 — 18 лет шестью часами. Молодежь справедливо видела в этих программных требованиях выра­ жение своих кровных интересов и горячо одобряла их.

Работу по революционному воспитанию юношества партия рассматривала как серьезнейший участок классовой битвы в целом.

Борьба с российским и международным оппортунизмом вокруг проблем молодежи шла по двум взаимосвязанным вопросам: кого и как воспитывать? Ответы на них были неразрывно связаны с характером, мировоззрением, политикой партии. Оппортунисты сводили задачу к воспитанию людей культурных, но стоящих вне политики, вне революционной борьбы за победу пролетариата. «Раньше знания, потом политика»,— провозглашали ревизионисты. Их кредо состояло в том, чтобы вначале пропитать сознание юношества буржуазной моралью, идеологией, а потом предоставить ему «свободу выбора» политических ориентиров. Это «внеклассовое», «внепартийное» воспитание преследовало вполне определенную цель: под­ готовить из молодежи сторонников и защитников капиталистического строя, реформистов.

МГУ им. М.В. Ломоносова. Первая лекция после войны

МГУ им. М.В. Ломоносова. Первая лекция после войны

Диаметрально противоположной была позиция В. И. Ленина, большевиков. Еще в 1902 году в обращении к юным учащимся, объединившимся в Южнорусскую группу учащихся средних школ, Владимир Ильич дал четкий и недвусмысленный ответ на вопрос, кого готовить: «...Убежденных, стойких и выдержанных социал-демократов»

Первым документом большевизма по проб­ лемам воспитания и организации подрастающего поколения была резолюция II съезда РСДРП «Об отношении к учащейся молодежи». Проект резолюции, написанный В. И. Лениным, обсуждался уже после фактического раскола партии на «большевиков» и «меньшевиков». Ленинский проект состоял из трех взаимосвязанных частей и краткого введения, призывавшего все партийные организации «...оказать всяческое содействие этой молодежи в ее стремлениях организоваться...». В своем выступлении на съезде Владимир Ильич рекомендовал всем организациям, группам и кружкам учащихся прежде всего вырабатывать у своих членов цельное и последовательное революционное мировоззрение, добиваться серьезного изучения марксизма. Была поставлена и практическая задача обеспечить прочные связи юношеских объединений с организациями РСДРП.

Против ленинского проекта резолюции выступили лидеры оппортунистической части съезда — Мартов, Троцкий, Махов и другие. Они встретили в штыки положение В. И. Ленина, содержавшее совет юношеству остерегаться тех ложных друзей, которые отвлекают его от серьезного революционного воспитания пустой революционной или идеалистической фразеологией и филистерскими сетованиями о вреде и ненужности горячей и резкой полемики между революционными и оппозиционными направлениями, ибо эти ложные друзья на деле распространяют только «беспринципность и легкомысленное отношение к революционной работе...». Оппортунистическому крылу съезда удалось добиться изъятия этого тезиса из текста документа. Однако большевики всегда руководствовались им в работе с юношеством.

Серьезное овладение марксизмом, выработка последовательного революционного мировоззрения, классового, политического подхода ко всем общественным явлениям — первооснова ленинских принципов воспитания молодежи. Но изучение теории, учил В. И. Ленин, не имеет ничего общего со школярством, далеким от жизни и борьбы. Научное мировоззрение становится собственным убеждением, когда оно проверяется опытом борьбы в рядах рабочего класса. Важнейшим принципом ленинской концепции воспитания подрастающей смены является единство изучения марксистско-ленинской теории с революционной практикой. Не случайно В. И. Ленин говорил: «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю». В сочетании теоретического учения и практического участия в революционной борьбе формируется идейно-политический и нравственный облик и юных борцов за коммунизм.

Заседание руководителей студенческих строительных отрядов

Заседание руководителей студенческих строительных отрядов

Весь фронт буржуазных и мелкобуржуазных партий в России (и не только в России) выступал против «раннего» вовлечения молодежи в политику, в классовую борьбу. В. И. Ленин развенчал подобную «заботу» о юношестве со стороны его «ложных друзей», показал, что «всякое осуждение вовлечения в политику, хотя бы и «раннего», есть лицемерие и обскурантизм» .

В. И. Ленин был непримирим к оппортунистической беспринципности, соглашательству, политике угождения «нашим и вашим». Он призывал воспитывать молодежь в духе высокой партийности.

«Беспартийность,— подчеркивал В. И. Ленин,— есть идея буржуазная. Партийность есть идея социалистическая».

Взгляды вождя на воспитание подрастающей смены пронизывает принцип интернационализма. Партия коммунистов — последовательный борец за международные интересы пролетариата. Интернационализм объективно присущ рабочему классу в силу его положения в общественном производстве, коренной общности классовых интересов пролетариев всех стран в борьбе с общим врагом — капиталом. Но интернационализм, как показал В. И. Ленин, вовсе не тождествен космополитизму, не означает безразличия к судьбам своей родины, В бессмертной статье «О национальной гордости великороссов» В. И. Ленин раскрыл подлинный патриотизм сознательного рабочего, которому больнее всего видеть, как страдает его родина под чудовищным гнетом царя, помещиков, капиталистов. Величие пролетар ского патриотизма — в беззаветной борьбе за революционное обновление родины, ликвидацию всех форм гнета и построение коммунизма. В битве за свои идеалы пролетариат осознает себя частью мировой армии труда, ее боевым отрядом, а свою борьбу рассматривает как составную часть исторической битвы международного рабочего класса за социализм.

Молодые учёные Тюмени - лауреаты премии Ленинского Комсомола

Молодые учёные Тюмени - лауреаты премии Ленинского Комсомола

Интернационалистский принцип воспитания молодого поколения утверждался в международном рабочем движении в процессе острой борьбы. Оппортунисты, ратовавшие за сведение юношеского движения к буржуазному культурничеству, одновременно толкали его на путь шовинизма (особенно в годы первой мировой войны). В. И. Ленин непримиримо боролся против национализма, за интернационалистское воспитание молодежи как в России, так и на международной арене. Участвуя в работе Штутгартского конгресса II Интернационала в 1907 году, В. И. Ленин вместе с Розой Люксембург внес поправки к резолюции А. Бебеля «Милитаризм и международные конфликты». Эти поправки, принятые конгрессом, поставили перед партиями задачу воспитания молодого поколения рабочего класса «...в духе социализма и в сознании братства народов» .

Ленинские идеи получили отражение в решениях международной конференции пролетарских юношеских организаций, состоявшейся в Штутгарте в 1907 году, на которой был создан Интернационал молодежи. Большую роль в созыве этой конференции сыграл выдающийся деятель немецкого и международного рабочего движения, большой друг молодежи К. Либкнехт.

В. И. Ленин горячо поддержал борьбу союзов молодежи против милитаризма, за интернационалистское воспитание юношей и девушек. Он писал, что «антимилитаристская пропаганда среди рабочей молодежи дает повсюду прекрасные результаты. И это имеет громадное значение. Рабочий, вступающий в ряды армии сознательным социал-демократом — плохая опора для власть имущих».

Большевики были единственной партией в мире, оставшейся до конца верной знамени интернационализма. Много времени, сил отдавал В. И. Ленин делу сплочения союзов молодежи на последовательной интернационалистской основе. Он призывал юношество быть верным интернациональному долгу и в случае войны повернуть оружие, направленное на братьев по классу, против подлинных врагов — буржуазии своих стран, чтобы покончить с эксплуатацией и войнами.

В заметке «Интернационал молодежи» и в других своих произведениях В. И. Ленин обобщил опыт международного пролетарского юношеского движения, обосновал коренные принципы деятельности организаций молодежи, наметил их задачи. Он учитывал при этом, что опыт, знания, подход к тем или иным жизненным явлениям у молодежи и у закаленной в классовой борьбе армии борцов старшего поколения различны; поэтому не могут быть одинаковыми и формы воспитания взрослых и молодых рабочих. Заметка В. И. Ленина «Интернационал молодежи» проникнута забо­ той об укреплении единства и преемственности поколений.

Ю. Гагарин - славный воспитанник Ленинского Комсомола

Ю. Гагарин - славный воспитанник Ленинского Комсомола

Процесс воспитания подрастающей смены, формирование из нее сознательных, последовательных борцов наиболее эффективно может проходить в самодеятельных, организационно самостоятельных, самоуправляемых юношеских организациях. Поэтому, исходя из интересов классовой борьбы и учитывая специфические интересы и возрастные особенности молодежи, вождь пролетариата решительно высказался за «...организационную самостоятельность союза молодежи... и не только вследствие того, что этой самостоятельности боятся оппортунисты, а и по существу дела. Ибо без полной самостоятельности молодежь не сможет ни выработать из себя хороших социалистов, ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперед» . Главной задачей революционных юношеских организаций Владимир Ильич считал подготовку «хороших социалистов», способных продолжать дело отцов.

Организационная самостоятельность союзов молодежи вовсе не означала противопоставления поколений, революционных партий и юношеских союзов. В организациях молодежи В. И. Ленин видел резерв марксистских партий, их боевых помощников, школу воспитания подрастающего поколения трудящихся. Поэтому он не мыслил успешного развития союзов молодежи без руководства их деятельностью со стороны марксистских партий.

Партийное руководство союзами молодежи вытекает из ленинского учения о партии как высшей форме организации рабочего класса, оно обеспечивает развитие юношеского движения на революционной, интернационалистской основе, в духе непримиримости к оппортунизму и шовинизму. Вождь пролетариата указывал на специфический характер этого руководства, рассматривал его не только как науку, но и как искусство, учил руководить молодежью «умеючи», учитывать ее особенности и интересы. При этом он выступал против какой бы то ни было лести в отношении подрастающей смены, заигрывания с ней, замалчивания ее ошибок. «Льстить молодежи мы не должны»,— писал В. И. Ленин. Вместе с тем Ленин учил высокому педагогическому такту по отношению к юношеству, призывал отличать ошибки молодых людей, которые еще только учатся, от ошибок оппортунистов, ревизионистов, сознательно вводящих массы в заблуждение. И если с последними необходима беспощадная борьба, то молодежи, ее союзам надо помогать, «...относясь как можно терпеливее к их ошибкам, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественно убеждения, а не борьбы» .

Ленинские положения о подрастающем поколении и его организациях были направлены как против оппортунистических «молодежных» концепций и реформистской практики лидеров II Интернационала и его партий, так и против левацких теорий авангардизма, «политической независимости» юношеских союзов от революционных марксистских партий.

Заботе, вниманию Ленина, большевистской партии, их руководству трудящаяся молодежь России обязана тем, что в условиях политического, социального, национального гнета, господствовавшего в стране, она была в передовых рядах борцов против самодержавия и капитализма, за победу пролетариата.

 

Используются технологии uCoz