"Письмо десяти": наука против клерикализма

Усиление активности религиозных организаций в общественной жизни РФ за последние пару лет видно невооруженным глазом. Активисты многих церквей – от РПЦ до Свидетелей Иеговы, – предпринимают активные шаги по пропаганде своих догм, удовлетворению своих имущественных потребностей. И если многочисленные секты, имевшие в недавнем прошлом нелады с законом, получили добро на свои собрания и пропаганду «своими силами», то первая среди равных Русская православная церковь делает шаги к пересмотру своих конституционных прав сразу по нескольким фронтам.

За прошедшие годы обыватели привыкли и к исключительным налоговым льготам в финансовой деятельности РПЦ, и к неравной борьбе выселяемых Церковью из занимаемых помещений учреждений науки, искусства и простых граждан, и к откровенно незаконному засилью православных священников в российской армии. Теперь же церковные иерархи активно пробуют почву по изменению образовательных программ в школах и ВУЗах.

Последней значительной акцией против светского характера образования в России стала прошедший в Москве в марте этого года Всемирный русский национальный собор. На нем, в частности, настоятельно рекомендовано внести специальность «теология» в перечень ВАК. Продолжены попытки включения «Основ православной культуры» в федеральный образовательный стандарт.

Переход РПЦ от скрытого давления к активным действиям по клерикализации образования не могли не вызвать ответной реакции той части научного сообщества, для которой принципы светского образования остались непреложными. Реакция эта была отражена в письме десяти академиков РАН на имя президента РФ. Имеет смысл привести письмо целиком.

 

Президенту Российской Федерации

В.В.Путину


    Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

    С нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает светский характер нашего государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования. Мы обращаемся с этим письмом к Вам, как к высшему должностному лицу нашей страны, являющемуся гарантом соблюдения основных положений Конституции.

    В марте с.г. в Москве проходил XI Всемирный русский национальный собор. Среди его решений обращает на себя внимание резолюция «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки». Название несколько странное. Если религиозное образование – внутреннее дело РПЦ, то с какой стати церковь заботится о развитии науки? И нужна-ли науке такая забота? Из дальнейшего текста все становится ясным. В резолюции предлагается обратиться в Правительство РФ с просьбой“ о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное научное направление”. Более того, в резолюции содержится еще одна настоятельная просьба “о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта”.

    Что касается попыток внедрения теологии в ВАК, они начались отнюдь не сегодня. Но раньше ВАК ощущала мощное давление, не видимое постороннему глазу. После Собора оно уже не скрывается. А на каком основании, спрашивается, теологию, совокупность религиозных догм, следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой.
Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки (в 1992 г. она даже признала свою ошибку в деле Галилея и «реабилитировала» его). В беседе с академиком В.И.Арнольдом (март 1998) папа Иоанн Павел II признал, что наука одна способна установить истину, а религия, по словам понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных открытий. Наша РПЦ придерживается иной точки зрения: «Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира, наконец, прекратилась в российской образовательной системе» (из резолюции Собора).

    Вообще-то говоря, все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Вопрос этот давно решен и, в этом смысле, нам просто не интересен. Ничего иного в современной науке просто нет. Прекрасно высказался на эту тему известный американский физик, лауреат Нобелевской премии С.Вайнберг: “Опыт ученого делает религию совершенно несущественной. Большинство ученых, которых я знаю, вообще не думают на эту тему. Они настолько не размышляют о религии, что даже не могут считаться активными атеистами” (New York Times, 23 августа 2005 г.). Так на что же нам предлагают менять «монополию материалистического видения мира»?

    Но вернемся к Высшей аттестационной комиссии. Внедрение церкви в государственный орган – очевидное нарушение Конституции страны. Впрочем, церковь уже внедрилась в вооруженные силы, СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном порядке, но, увы, не всегда это помогает). Широко освещаются религиозные церемонии с участием высокопоставленных представителей власти и т.д. Все это примеры активной клерикализации страны.

    Обратимся теперь к школе. Иерархи РПЦ призывают Правительство ввести во всех школах России обязательный предмет – «Основы православной культуры». Надо сказать, идея запустить религию в школы страны вынашивается давно. В циркуляре Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 г., обращенном ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается, что «мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования». В заключительной части этого документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий».

    Даже если предположить, что речь действительно идет о курсе “Основ православной культуры”, уже не раз говорилось что в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя. И тем не менее, Собор считает, что изучение школьниками “Основ православной культуры” необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения». Если считать атеистов русской национальности (которых у нас отнюдь не так мало, как этого кое-кому хотелось бы) поголовно православными, то большинство, наверное, получится. А вот если без атеистов, то, увы, православные окажутся в меньшинстве. Ну, да дело не в этом. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм? В конце концов, неплохо было бы церковным иерархам задуматься, куда приведет такая политика: к консолидации страны или к ее развалу?

    В Европейском сообществе, где межконфессиональная рознь уже проявилась во всей красе, после длительных обсуждений пришли к выводу о необходимости введения в школах курса истории основных монотеистических религий. Основной довод состоит в том, что знакомство с историей и культурным наследием других конфессий будет способствовать улучшению взаимопонимания между представителями различных национальностей и религиозных убеждений. Никому и в голову не пришло, к примеру, требовать введения «Основ католической культуры». На предыдущих Рождественских чтениях Министр образования и науки А.А.Фурсенко сообщил, что закончена работа над учебником «Истории мировых религий». Лоббисты православия встретили сообщение в штыки. Между тем, учебник, написанный сотрудниками Института истории РАН (он называется «Религии мира»), хорошо сбалансирован и содержит много сведений, которые следует знать каждому человеку, считающему себя культурным.

    А что мы имеем сейчас? Год назад петербургская школьница Маша и ее папа обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека божественной силой (креационизм) вместо «устаревшего и ошибочного» дарвинизма. Абсурдная сложилась ситуация: почему то суд должен решать, верна ли теория эволюции, которая утверждает, что жизнь на Земле зародилась свыше трех миллиардов лет назад, или же справедлива теория творения, которая в отличие от эволюционной теории не может представить ни одного факта, и, тем не менее, утверждает, что жизнь на Земле существует несколько тысяч лет. Казалось бы, это вопрос, относящийся только к компетенции науки. Однако Маша и ее папа получили поддержку от патриарха Алексия II, который на Рождественских образовательных чтениях заявил: «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, - пусть он так и считает, но не навязывает это другим». А что, если в школе изъять любые доказательства, забыть про элементарную логику, полностью выхолостить последние остатки критического мышления, и перейти на зазубривание догматов, тоже никакого вреда не будет? Кстати, чтобы все было точно, ни Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошел от обезьяны. Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки. Да и не только с дарвинизмом у церкви проблемы. Например, какое отношение имеет “библейское учение о происхождении мира” к фактам, твердо установленным современной астрофизикой и космологией? Что же в школе изучать – эти факты или “библейское учение” о сотворении мира за семь дней?

    Верить или не верить в Бога – дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует.


Академики Российской Академии наук:

Александров Е.Б.

Абелев Г.И.

Алферов Ж.И.

Воробьев А.И.

Барков Л.М.

Гинзбург В.Л.

Инге-Вечтомов С.Г.

Кругляков Э.П.

Cадовский М.В.

Черепащук А.М.

 

 

 

«Письмо десяти», среди которых были такие известные своей активной гражданской позицией ученые, как Ж. Алферов, В. Гинзбург, Э. Кругляков, М. Садовский, в целом получилось компромиссным и недостаточно последовательным. Так, справедливые замечания на несовместимость теологии и научных дисциплин соседствует с весьма сомнительной для ученого-материалиста ссылкой на авторитет Католической церкви в ее якобы отказе от вмешательства в дела науки. Вместе с тем, достаточно полно раскрыта позиция РПЦ по отношению к «светскому» характеру предлагаемого школам курса Православной культуры. Приведенные цитаты патриарха Алексия (Ридигера) не оставляют сомнения в стремлении церкви не только протащить религиозный предмет под маской культурологического, но и напрямую заменить научный взгляд на происхождение человека религиозным.

Большая часть последовавших в ответ на письмо со стороны сторонников клерикализации общества излияний малоинтересна ввиду их невысокой компетенции и обилия неумных ругательств. Показательно пожалуй то, что быстрее всех на письмо отреагировал «Русский проект», раскручиваемый партией «Единая Россия» на умеренно-националистическом поле. Если отдельные служители церкви пытались представить академиков «жертвами политических игр, случайно подписавшими крамольное заявление» (как же, против Нобелевских лауреатов, весьма популярных в стране, выступать – себе дороже!), то господа с медвежьего проекта решили не стеснять себя рамками приличия. На приведенном на сайте проекта коллаже академик Гинзбург, известный своей последовательной борьбой с мракобесием в науке, изображен на фоне тюремной решетки в полосатой робе с номером 666. Моральный террор против Нобелевского лауреата продолжило православное агентство «Русская линия», без обиняков назвав его еврейским националистом.

Вызывает недоумение (как говорят дипломаты) позиция одной из двух печатных органов КПРФ - "Советской России". Издание, в частности, опубликовало на своих страницах "официальный ответ" деятелей культуры, членов т.н. "Общественной палаты" и прочих сторонников православной культуры. Я думаю, многие читающие газету коммунисты по достоинству оценили такие моменты письма, как упоминания "о разграблении церковного имущества" и "сонме замученных в ГУЛАГе священников", рассуждения об "академиках, призывающих сжечь обратившихся к вере людей" и обвинениях академиков в попытке раскола общества. С каким чувством они будут впредь покупать газету, от которой ранее не могли ожидать такой махровой антисоветчины?

Между тем начало нового учебного года не за горами. Как воспримут атаку РПЦ на светское образование в школах - покажет время. Но очевидно, что слушая о происхождение видов путем естественного отбора после Адама и Евы, у учеников не может появиться мысли об абсурдности одной из версий. Какой именно? Вот вопрос...

М.Г.



Используются технологии uCoz