Выступление И.И. Мельникова в Госдуме РФ 16.05.07 по поводу предстоящего слома высшего образования в РФ

Сегодня я обращаюсь не столько к большинству нынешнего состава Государственной думы - ваше голосование, как обычно, предрешено, - я больше обращаюсь к присутствующим журналистам и другим представителям общественности. Очень важно, чтобы все понимали: в случае принятия данного законопроекта мы получим кардинальный слом отечественной традиции высшего образования.

Поясню, почему мы считаем аргументацию авторов законопроекта надуманной и в чем заключается слом системы высшего образования. Напомню, что сегодня и бакалавриат, и магистратура уже есть в высшей школе, они предусмотрены действующим законом "Об образовании" с 1996 года и нормально сосуществуют со "специалистами" без всяких новых реформ. И у вузов есть право выбора - как готовить в зависимости от специфики самого вуза, от специфики международных стандартов, от особенностей профессиональной области. Однако правительственный законопроект отличается от этого закона принципиально, причём по всем основным позициям.

Первое: новый закон ограничивает свободу вузов в принятии решений, их автономию. Действующий закон даёт каждому вузу право выбора между традиционной программой специалиста и двухступенчатой: бакалавриат плюс магистратура. Правительство же предлагает сделать бакалаврами подавляющее большинство студентов, а программу специалиста оставить только для узкого круга избранных, который оно же само и определит.

Второе: новый закон ограничивает права студентов. Действующий закон позволяет студенту выбирать различные траектории обучения, в том числе после бакалавриата стать специалистом, а после специалиста - магистром. Правительство же такую возможность исключает: после бакалавриата - только магистратура, а если хочешь стать специалистом, начинай сначала. Ещё более странно, что специалиста в магистры тоже пускать не собираются.

Третье: новый закон наносит нокаутирующий удар по присущей нашей системе образования фундаментальности. Действующий закон устанавливает минимальный срок обучения по программе бакалавров - 4 года. Правительство предлагает - 3-4 года. На практике это будет означать, что в целях экономии бюджетных денег бакалавров всё более и более будут переводить на трёхлетний срок обучения. Мы убеждены: в таком бакалавриате мы получим систему подготовки не врачей, а фельдшеров, не инженеров, а лаборантов и так далее. Это резкое падение качества.

Четвертое: новый закон сделает полноценное высшее образование платным, а значит, доступным лишь для избранных, элитарным. Сегодня закон не ограничивает возможности студента получить качественное образование: завершил одну ступень - переходи на вторую. Правительством же предлагается при переходе из бакалавриата в магистратуру устроить конкурсный отбор. Бюджетное финансирование магистратуры планируют сохранить только в национальных университетах и вузах федерального значения. И то лишь для 30% выпускников бакалавриата. В остальных же вузах магистратура полностью перейдет на платную основу.

Наконец, пятое: действующий закон, устанавливая ступени, а не уровни высшего образования, позволяет студентам получить отсрочку от призыва на военную службу на весь период обучения. Правительство же предлагает вводить именно "уровни" высшего образования. В свою очередь, закон о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что отсрочкой для получения образования данного уровня студент вправе воспользоваться только один раз. Поэтому в случае принятия предложений правительства вместе с дипломом бакалавра выпускнику можно будет смело вручать повестку из военкомата. Пойдёт ли бакалавр в магистры после армии - сложно сказать.

Но главный вопрос, который мы задаем сегодня: ради чего всё это делается? И разумного ответа нет. Болонский процесс? Западные стандарты? Запрос рынка? Несерьезные аргументы. Наша система образования всегда была нацелена на решение не только текущих, но и долгосрочных задач. Нельзя ставить целью совпасть с запросом сегодняшнего рынка труда. Этот запрос изменчив. Это неправильный ориентир. Нельзя в вопросах образования равняться на чужие стандарты, если наши - лучше, эффективнее.

Общий вывод такой: с принятием этого законопроекта качественное высшее образование будет фактически сосредоточено только в магистратуре, получать его бесплатно сможет только часть студентов, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, а для остальных оно будет платным.

Голосуя за этот законопроект, вы голосуете за то, чтобы фундаментально изменить характер, систему и содержание отечественной вузовской подготовки. Вы голосуете за недоступность высшего образования.

Используются технологии uCoz